Жизнь невозможно повернуть назад

> Природа > Жизнь невозможно повернуть назад

Вопрос о том, может ли эволюция повернуть вспять, давно будоражил умы ученых. Но определенного ответа получить не удавалось, так как мы до сих пор имеем довольно мало абсолютно точных данных о наших предках и механизмах, превративших их свойства в наши.

Команда ученых под руководством Джо Торнтона из Университета Орегона смогла ответить на этот вопрос, обратив свое внимание на эволюцию на молекулярном уровне. Им удалось вычислить шаги, разделяющие различные формы белка.

Согласно результатам исследования, опубликованным в номере “Nature” за 24 сентября 2009, эволюция практически не может обратиться вспять. Дело в том, что с течением времени вырабатывается генетическая блокада, которая не позволяет современному белку вернуться к предшествующей конфигурации, даже если восстановятся предшествующие параметры окружающей среды.

Команда проводила эксперименты над глюкокортикоидным рецептором, белком, который связывается с гормоном кортизолом и регулирует стрессовые реакции, иммунитет и другие процессы в человеческом теле.

Было известно, что за довольно короткое время более 400 миллионов лет назад, этот рецептор получил современные возможности, а до того реагировал на другой гормон.

Ученые создали обе формы белка и обнаружили семь ключевых мутаций, которые привели к современным функциям. Затем эти мутации были обращены.

“Мы ожидали получить белок, который будет выполнять предыдущие функции, но вместо этого получили мертвый белок. Он вообще не работал” – заявил Торнтон в телефонном интервью.

Ученые предполагают, что в процессе эволюции происходят малозаметные изменения, которые несовместимы с предыдущей формой белка. В качестве аналогии Торнтон приводит перестановку в комнате: “Представьте, что вы решили переставить мебель. Вы передвинули кровать, а на ее место поставили тумбочку. Теперь даже если вы захотите вернуть кровать на место, вам это не удастся, пока вы не уберете тумбочку. Примерно таким образом работают и ограничивающие мутации, не позволяющие эволюции пойти обратно тем же путем”.