Запахи могут лечить кожу

> Природа > Запахи могут лечить кожу

В нашем носу находятся около 350 обонятельных рецепторов, которые определяют запах и инициируют сигнальный процесс в мозг. Работая вместе, эти рецепторы отвечают за чувство обоняния. Однако нос – не единственное место, где есть обонятельные рецепторы. Клетки других тканей тела используют эти рецепторы для реагирования на пахучие химические соединения. Немецкие ученые выяснили, что наличие рецепторов в клетках кожи может ускорить заживление ран.

Обонятельные рецепторы существуют в клетках почти всех тканей, однако их роль определена лишь в некоторых из них. Например, в сперме их активация определяет направление и скорость движения сперматозоидов, а в прямой кишке они инициируют выброс серотонина.

Исследователи из Рурского университета в Бохуме обнаружили, что обонятельные рецепторы могут находиться в кератиноцитах – клетках эпителия, которые составляют основную массу кожи человека. Активация рецепторов увеличивает скорость распространения и миграции этих клеток.

Было обнаружено наличие рецептора OR2AT4, реагирующего на запах масла сандалового дерева, использующегося в парфюмерии и ароматических палочках. Выяснилось, что активация OR2AT4 ведет к активации сигнального пути, в результате чего увеличивается концентрация кальция в клетках. В свою очередь, эти изменения приводят к повышению скорости распространения и миграции кератиноцитов, что ускоряет заживление повреждений кожи.

Помимо этого рецептора, были обнаружены и некоторые другие, причем не только в кератиноцитах, но и в меланоцитах – клетках, вырабатывающих пигмент меланин, а также в фибробластах, играющих важную роль в заживлении ран.

Тем не менее, к использованию концентрированных ароматов следует относиться с осторожностью. Вполне возможно, что в тканях могут содержаться рецепторы, активация которых имеет негативные последствия, отмечают ученые.