Запах жизни

> Природа > Запах жизни

Когда умирает муравей, то его сородичи довольно быстро убирают трупик из муравейника, что позволяет существенно сократить риск инфекции в колонии. Но как они определяют, что именно это несчастное насекомое прекратило свое существование?

Ранее ученые предполагали, что индикатором в данном случае служат химические соединения, создаваемые в процессе разложения (вроде жирных кислот). Считалось, что именно этот запах сигнализирует живым муравьям о том, что пришло время вынести умершего товарища за пределы муравейника. В жизни же все оказалось несколько сложнее.

Энтомологи, работающие с аргентинскими муравьями, обнаружили, что за удаление мертвых сородичей за пределы колонии отвечает несколько иной механизм.

Дело в том, что и живые, и мертвые муравьи в равной степени обладают «мертвыми» химикатами, которые издают соответствующий запах. Но у живых при этом есть еще и «живые» химикаты. Когда муравей умирает, запах его «живых» химикатов сходит на нет, оставляя лишь запах смерти.

«Дело в том, что мертвые муравьи просто больше не пахнут как живые. Именно по этой причине их относят на кладбище, а не из-за появления новых запахов» – говорит Дон-Хван Чои, ведущий автор исследования из Университета Калифорнии в Риверсайде.

Детальное описание исследование было опубликовано в онлайн версии издания «Proceedings of the National Academy of Sciences».