Зачем пауку много глаз

> Природа > Зачем пауку много глаз

Обращали ли вы внимание на то, что у пауков бывает более одной пары глаз? Оказывается, не все глаза этих существ действуют одинаково, и ученые недавно провели эксперимент, убедительно это доказавший.

Изучали на этот раз пауков-скакунов, которые вместо того, чтобы поджидать жертву в паутине, сами активно охотятся. Оказывается, одна из дополнительных пар глаз этих пауков нужна им для экстренного предупреждения об опасности, когда в их направлении что-то движется. Можно сравнить это с реакцией на летящий в лицо мяч, но человек, в отличие от пауков, замечает опасность и видит детали приближающегося объекта всего одной парой глаз.

Всего существует более 5000 видов пауков-скакунов. Основная пара глаз этих пауков позволяет им четко видеть окружающий мир в цвете. Причем видят они и ультрафиолет, недоступный глазу человека. Остальные глаза паук использует для определения движения, но, похоже, передние боковые глаза также могут различать некоторые детали. Именно эту пару глаз и исследовали в эксперименте.

Ученые поймали пауков вида Phidippus audax и «закрасили» им некоторые пары глаз зеленой и оранжевой «краской» (своего рода черная повязка для глаз пауков, которую после эксперимента удалили без вреда для их зрения). 16 особям исследователи закрыли основные глаза, 14 – передние боковые, а еще из 16 пауков составили контрольную группу (глаза им не закрашивали).

Пауков затем поместили в сосуд, на одной из стен которого был расположен iPod. На экране устройства располагалась черная точка, которая по команде исследователей резко увеличивалась (создавая эффект приближения) или резко уменьшалась (соответственно, для симуляции удаления). Когда паук мог распознать движение – он реагировал, поспешно удаляясь от экрана и приподнимая пару ног.

Как оказалось, пауки с закрытыми передними боковыми глазами никак не реагировали на «приближение» точки. А вот особи с закрытыми основными глазами вели себя так же, как и полностью зрячие пауки из контрольной группы.

Похоже, что передняя боковая пара глаз у пауков-скакунов специализируется на предупреждении паука о надвигающейся опасности. Ученым уже известны примеры фасеточных глаз насекомых, где определенные части глаза выполняли различные функции, но в случае с пауками, по всей видимости, для выполнения различных функций развились отдельные пары глаз.

Ученые планируют продолжить изучение зрения пауков, чтобы лучше понять, как эти удивительные создания используют свои глаза и каким видят мир.

Отчет об исследовании опубликован в журнале «Biology Letters».

vi2alug0ahandymanНавигатор Авторы недавних комментариев
Навигатор

Бог ты мой! Тут и флюродрос в сторону прав насекомых (“…удалили без вреда для их зрения…”), и продакт плейсмент Эппла… Кошмар =(((

handyman

Вы ищете чёрную кошку в тёмной комнате?

vi2alug0a