Впервые синтезирован стимулятор процесса образования эритроцитов

> Природа > Впервые синтезирован стимулятор процесса образования эритроцитов

Ученые Мемориального онкологического центра Слоун-Кеттеринга (США) впервые синтезировали с нуля эритропоэтин – гормон, стимулирующий образование красных кровяных телец. В ходе экспериментов было доказано, что он действует на мышей точно так же, как и естественно вырабатываемый гормон.

Эритропоэтин (EPO) вырабатывается в почках. Этот гормон использовался в качестве допинга некоторым велосипедистами, участвовавшими в Tour de France. Более распространено его применение для терапии при анемии, вызванной раком, ВИЧ/СПИД и хроническими заболеваниями почек.

Традиционные лекарственные препараты с малыми размерами молекул довольно просто создать в медицинских лабораториях. В отличие от них, биологические лекарственные средства имеют большие молекулы и производятся растениями, животными и бактериями. Фармацевтические компании обычно производят ЕРО в генетически модифицированных культурах, основой которых являются клетки китайских хомячков. Как и в человеческих клетках, к молекулам ЕРО присоединяются сахарные цепи, в результате чего образовываются гликоформы с различными трехмерными структурами.

Существует около 50 гликоформ ЕРО, одни из них более стабильны или имеют больший период полураспада в крови, чем другие. Однако полностью их никогда не изучали, поскольку отдельные гликоформы невозможно выделить в чистом виде.

В начале 2000-х ученые создали упрощенные формы ЕРО, которые были биологически активными, но химически отличались от естественного гормона. В 2012 году они добились очередного успеха, синтезировав эритропоэтин. Однако значительным недостатком этой работы была низкая биологическая активность вещества из-за использования относительно небольших сахарных цепей. На сей раз, по словам доктора Сэмьюэла Данишефски, работа была выполнена «как надо».

Статья об исследовании была опубликована на минувшей неделе в издании Nature.