> Природа > В образцах воды возрастом более 1,5 миллиарда лет может содержаться древнейшая жизнь

Ученые обнаружили водный источник, который находился глубоко под землей более миллиарда лет. Предполагается, что в воде могут содержаться микробы, развивавшиеся отдельно от остальных живых организмов. Изучение этих микробов может помочь в поиске жизни на других планетах.

Образцы воды были добыты бурильщиками-золотоискателями возле небольшого городка в провинции Онтарио, Канада. Специалисты бурят скважины в коренной подстилающей породе и берут образцы на пробу (красным цветом обозначена порода возрастом не менее 2,5 млрд лет). Иногда они находят золото, иногда – воду. К ним обратились ученые, которые занимаются изучением образцов воды из других шахт, и попросили образцы из новой скважины.

Проведя анализ, исследователи выяснили, что вода находилась законсервированной в породе не менее 1,5 миллиарда лет. По словам Грега Холланда из Ланкастерского университета (Англия), это – старейший источник из когда-либо обнаруженных. Вода в нем появилась раньше, чем многоклеточная жизнь. Однако откуда он взялся на северо-востоке Канады?

Ученые говорит, что жидкости, которые мы видим сейчас, когда-то были частью древних океанов. Около 2,7 миллиарда лет назад в этом месте под доисторическими морями в результате расхождения тектонических плит выплескивалась магма, из которой образовывались новые скалы. По мере того, как скала формировалась под влиянием давления и высокой температуры, внутри нее в трещинах оказывалась вода.

«Вода была нетронутой почти половину времени, сколько существует Земля. Это – временная капсула», – говорит Холланд. – «И в образцах не только вода, там еще и водород. Именно он мог быть источником энергии, благодаря которому жизнь просуществовала инкапсулированной в скалах почти 2 миллиарда лет».

Сейчас ученые ищут в образцах микробы. Если они их найдут, то смогут лучше понять механизмы того, как зародилась и развивалась простейшая жизнь на Земле. Результаты анализов, которые будут готовы в течение года, также могут помочь в поиске жизни на других планетах.