> Природа > Учёными установлены голосовые возможности динозавров и птиц мезозойского периода

Недавно, при проведении раскопок в Антарктиде, группе учёных под руководством Франца Голлера из Университета Юты, расположенного в Солт-Лейк-Сити (США), удалось найти хорошо сохранившиеся останки Вегависа (Vegavis iaai). Вида вымерших птиц, считающихся непосредственными сородичами нынешних пернатых.

Статья об этом появилась в научном журнале Nature.

Обитали вегависы за полярным кругом во времена мезозойской эры. Как говорится в публикации, благодаря тому, что у обнаруженных остатков хорошо сохранились не только перья и кости, но и следы мягких тканей, у учёных появилась возможность изучить сиринкс древних птиц. Птичий орган, расположенный возле трахеи и отвечающий за голосовые способности птиц.

Сравнив сиринкс найденной птицы с голосовым органом птиц, живущих ныне, исследователи констатировали: он, по своей структуре, почти полностью похож на сиринкс уток, лебедей, гусей и остальных пернатых, не умеющих петь. Что, по мнению Ф.Голлера даёт повод утверждать, вегависы были способны только гудеть и крякать, певческих звуков они не произносили. Способность же издавать трели, то есть более сложные звуки, как утверждают авторы статьи, у птиц появилась в процессе эволюции их формирования, что и дало им превосходство перед другими разновидностями архозавров.

Как мы знаем из древнейшей истории, в мезозойскую эру с вегависами планету населяли и динозавры. Огромные и устрашающего вида рептилии с головами похожими на крокодильи и ящериц. При изучении остатков динозавров, голосового органа обнаружено не было. Значит они могли, не раскрывая рта, издавать только лишь гортанные звуки. Ранее предполагалось, что динозавры ревели, но последние исследования опровергли эту гипотезу. Строение их трахеи указывает на то, что они издавали воркующие и курлыкающие звуки, чем то похожие на звуки современных птиц.