> Природа > Ученые обнаружили пути, ответственные за пристрастие к сладкому и приверженность здоровому питанию

Многие, кто пытался отказаться от сладкого, скажут, что они испытывают настоящее пристрастие или зависимость. И в самом деле, есть неврологические предпосылки, подтверждающие это мнение. Ученые Массачусетского технологического института обнаружили, что пути в головном мозге, отвечающие за пристрастие к сладкому, могут отличаться от тех, что вызывают приверженность к здоровой пище.

Побороть так называемое «пристрастие» к нездоровой пище даже сложнее, чем избавиться от наркозависимости. Более того, эти зависимости представляют собой различные явления, хотя они и происходят из одного участка мозга.

Исследователи выяснили, что подавление определенной нейронной цепи может ослабить желание злоупотреблять сладким без вреда здоровому аппетиту. По словам ученых, им впервые удалось показать, как возникает пристрастие к сладкому, и что механизмы в его основе отличаются от механизмов, отвечающих за стремление к правильному питанию.

В среднем мозге имеется часть под названием вентральная область покрышки (VTA), которая играет ключевую роль при пристрастии к наркотикам, ощущениях от оргазма, сильных эмоциях, связанных с чувством любви и т.д. При этом наркотики, в отличие от вредной пищи, нарушают ее нормальную работу, а потому отвыкание от сладкого намного сложнее.

Затем ученые исследовали взаимосвязь между VTA и латеральной областью гипоталамуса, которая, среди прочего, управляет и привычками в питании. Им удалось зафиксировать нейроны, связанные с VTA, которые возбуждались, когда подопытных мышей научили получать сахарозу – в качестве награды за те или иные действия.

После этого нейроны подопытных мышей активировались искусственно, и животные поедали сахарозу даже после того, как мозг получал сигналы о насыщении. Когда же нейроны блокировались, мыши переставали есть лакомство, но их обычный аппетит не был нарушен.

Пока полученных знаний недостаточно, однако ученые надеются, что в результате дальнейших исследований смогут найти эффективные методы борьбы с «сахарозависимостью» у человека.