Снежные корни – феномен эволюции

> Природа > Снежные корни – феномен эволюции

Необычные корни удалось обнаружить у растений высоко в горах на Кавказе. Эти корни принадлежат растению Corydalis conorhiza (один из видов хохлатки) и в отличие от обычной корневой системы растут не вниз, в почву, а вверх и в стороны – пробивая снег, который не тает большую часть года. Из-за этой особенности корни и были названы «снежными».

«Это совершенно новое открытие. До этого момента снежные корни не были известны науке и представляют собой крайне интересный эволюционный феномен» – заявил профессор Ганс Корнелиссен, глава Русско-Голландской команды исследователей, сделавших открытие.

Открытие стало возможно лишь когда снег начал таять, обнажив странные корни. Целая сеть снежных корней шла от растений C. conorhiza во все стороны и вверх примерно на 50 сантиметров. То, что эти корни не были обнаружены ранее, ученые объясняют их свойством отмирать и разлагаться летом, когда сходит снег.

C. conorhiza, впрочем, имеет и обычный корень, держащий растение на почве и доставляющий питательные вещества. Ученые предполагают, что снежные корни позволяют растению получать азот непосредственно из снега. Многие горные растения берут азот, впитывая его из попадающего в почву тающего снега. Но в случае с C. conorhiza это несколько затруднено ледяной корой на почве.

Для проверки гипотезы ученые добавили в снег вокруг C. conorhiza немного удобрения, содержащего редкий изотоп азота (15N). Через несколько дней изотоп был найден в различных частях растения, включая снежные корни, клубни и листья, появившиеся после таянья снега. При этом росшие рядом одуванчики не содержали в себе 15N. Дальнейшие исследования подтвердили, что даже анатомическое строение снежных корней разительно отличается от обычных корней. Снежные корни приспособлены для быстрого захвата и транспортировки азота.

«Эти корни позволяют растению питаться до того, как побеги появятся на поверхности в сезон цветения. Это дает C. Conorhiza преимущество перед другими видами, ограниченными питательными веществами в почве»

Отчет об исследовании был опубликован в издании «Ecology Letters».

Energy Авторы недавних комментариев
Energy

Каждый приспосабливается как может. Даже растения для того чтобы выжить ищут новые способы борьбы за существование.