Почему роса остается на лепестках роз

> Природа > Почему роса остается на лепестках роз

Розы. Прекрасные цветы романтиков, поблескивающие утренней росой на лепестках. Перед их красотой не устоит ни одно юное сердце. Но даже эти прекрасные цветы попали под пристальный взгляд ученых. И надо признать неспроста.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как держатся на лепестках розы капли росы? Они не растекаются по лепестку, а собираются в аккуратные блестящие капельки. Почему же именно так? Что держит эти капли?

Для того, чтоб ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, команде исследователей из Университета Циньхуа в Пекине понадобилось рассмотреть лепестки под сканирующим электронным микроскопом.

Тут взгляду ученых предстала довольно интересная картина. Они увидели буквально ковер крошечных бугорков, покрытых еще более мелкими волнообразными неровностями. Исследователи предположили, что именно структура поверхности, а не химический состав, является причиной поведения воды на лепестках. Для проверки был создан макет лепестка из пластика, повторяющий увиденную структуру поверхности. Как и с оригинальным цветком, вода на нем собиралась в капли и держалась даже с нижней стороны лепестка.

Как показали дальнейшие исследования, структура поверхности также важна и в так называемом «эффекте лотоса», при котором вода собирается в капельки и стекает, очищая растения. Разница с розами у них в основном в том, что края бугорков у лепестков лотоса покрыты воском и разъединены меньшими впадинами, создавая, таким образом, меньше контакта с водой.

Ученые считают, что эффект отсутствия воска у роз может использоваться растением для привлечения опылителей при помощи удерживания блестящих капель воды на лепестках.

Искусственные лепестки с эффектами настоящих могут быть воспроизведены при довольно малых затратах если подобный товар будет востребован на рынке. Но все же никакая имитация не сможет заменить настоящие живые розы.

Подробности исследования опубликованы в журнале «Langmuir».

SagemixzequtoxGoodyearEvereadyТемка Авторы недавних комментариев
ruralmih

Бархатистость роз видна и невооружённым взглядом.

Майя

Да, природа – волшебница. И красота, и польза для цветка.

Темка

“Бархатистость роз видна и невооружённым взглядом.”
Существует такое понятие как шероховатость(“ковер крошечных бугорков”), которая просматривается в микроскоп даже на таких поверхностях, как дисплей твоего мобильного телефона…

Eveready

Ну все. Теперь жди от китайцев вала искуственных цветов и покрытий, задерживающих капли воды. :)

Goodyear

Отличная статья, спасибо!

xzequtox

Романтизма после этого не убавилось, даже наоборот…

Sagemi

хорошая статья, как и все предыдущие. Подписалась и ожидаю вашего творчества.