Отдельные органы могут играть важную роль в борьбе с инфекциями

> Природа > Отдельные органы могут играть важную роль в борьбе с инфекциями

Лейкоциты долгое время считались единственными защитниками организма от патогенных агентов. Однако новые исследования показывают, что важную роль в борьбе со «своей» инфекцией могут играть и отдельные органы, в частности – головной мозг.

Ученые Рокфеллеровского университета (США) во время исследования редкой и смертельно опасной инфекции мозга обнаружили, что клетки органа могут производить собственные молекулы иммунной системы, необходимые для успешной борьбы с инфекцией.

К этому выводу ученые пришли, когда наблюдали за детьми, больными герпетическим энцефалитом. Возбудителем этого тяжелого и крайне опасного заболевания является вирус простого герпеса (HSV-1). Ученым из предыдущих работ было известно, что дети с таким энцефалитом имеют генетическое отклонение, в результате которого нарушается функция рецептора иммунной системы TLR3 в мозге. Исследование проводилось с целью пронаблюдать, как подобное отклонение может препятствовать способности мозга бороться с вирусом.

Когда толл-подобный рецептор TRL3 обнаруживает патоген, он запускает иммунную реакцию, в результате которой выделяются белки-интерфероны, делающие клетки невосприимчивыми к вирусу. Рецептор обычно ассоциируется с лейкоцитами, однако на сей раз ученые искали его наличие на нейронах и других клетках мозга.

Дело в том, что у пациентов не было других, более распространенных симптомов герпеса – инфекция не выходила за пределы головного мозга. Потому была предложена гипотеза, что TRL3 может отвечать конкретно за то, чтобы не дать инфекции распространиться именно в мозге.

В ходе эксперимента, проведенного совместно с учеными Гарвардского университета и Мемориального ракового центра Слоуна-Кеттеринга, были созданы плюрипотентные стволовые клетки из ткани пациентов. Затем их превратили в клетки ЦНС с генетическим дефектом, присущим пациентам. После этого они были подвержены вирусу HSV-1 и синтетической двухспиральной РНК – имитации побочного продукта вируса, который заставляет работать толл-подобные рецепторы. Измерение уровня интерферонов показало, что реакция TLR3 пациентов действительно очень слаба.

После этого вирусу были подвержены кровяные клетки пациентов, и оказалось, что TLR3 нормально выполняет свою функцию. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что клетки головного мозга используют собственные иммунные рецепторы в борьбе с инфекцией, не полагаясь на белые кровяные клетки. Когда иммунные функции клеток головного мозга отказывают, развивается инфекция органа.

Открытый механизм является новой, доселе неизвестной функцией иммунной системы, говорит доктор Шэнин Чжан. Можно предположить, что и другие органы имеют собственные механизмы защиты от инфекций. Результаты открытия стали базисом подготовки к испытанию лечения энцифалита с применением интерферона, который, как предполагается, должен помочь выздороветь при использовании вместе с антивирусными лекарствами.