Обнаружены самые древние многоклеточные

> Природа > Обнаружены самые древние многоклеточные

В журнале “Nature” вышла статья, в которой ученые сообщают об открытии окаменелостей, которые могут оказаться самыми древними формами многоклеточной жизни на нашей планете из известных науке.

Обнаруженные в Габоне ископаемые имеют возраст 2,1 миллиарда лет, что на 200 миллионов лет больше, чем у предыдущих претендентов на звание самого древнего многоклеточного организма.

Исследователи описывают внешний вид окаменелостей как “морщинистое печенье” неправильной формы. Размеры находок – около сантиметра.

Шаг от одноклеточной к многоклеточной организации был ключевым в эволюции жизни на Земле, именно он позволил впоследствии возникнуть всем сложным организмам, включая животных и растения.

Основным вопросом, вставшим перед исследователями, было определение того, действительно ли обнаруженные окаменелости были многоклеточными организмами, или же являлись лишь скоплениями одноклеточных бактерий. Анализ трехмерной структуры находки при помощи рентгеновской микротомографии склонил ученых к первому варианту.

Период, в который существовали найденные организмы, относится ко временам сразу после “кислородной революции”, когда в атмосфере планеты резко возросла концентрация свободного кислорода.

Еще один всплеск концентрации кислорода произошел около полумиллиарда лет назад и совпал с “Кембрийским взрывом” – эволюционным рывком, во время которого установились основные группы животных.

“Эволюция макроокаменелостей из Габона, представляющих ранний шаг к более крупным многоклеточным формам, могла стать возможной из-за первого увеличения количества кислорода, а Кембрийский взрыв был вызван вторым увеличением” – пишут доктор Абдерразак Эль Албани (Abderrazak El Albani) и его коллеги.