Найдены старейшие ушные косточки гомининов

> Природа > Найдены старейшие ушные косточки гомининов

Исследование, возглавляемое антропологом Бингемтонского университета (США) Рольфом Квамом, может пролить новый свет на эволюцию человека. Предметом исследования стали ушные косточки – молоточек, наковальня и стремечко, – принадлежащие представителям двух видов ранних предков человека, найденные в Южной Африке. Слуховые косточки – самые маленькие в человеческом теле, а потому являются одной из редчайших находок.

В отличие от других костей, наши слуховые косточки полностью развиваются к моменту рождения. Это говорит о том, что их форма и размер находятся под очень строгим генетическим контролем. Таким образом, они содержат богатые эволюционные данные.

В исследовании принимали участие антропологи из США, Испании и Италии. Они изучили ушные косточки, принадлежащие ранним представителям трибы ГомининиПарантропусу робустусу и Австралопитеку африканскому. В распоряжении ученых оказалась старейшая из когда-либо найденных полная цепь слуховых косточек (т.е. содержащая все три косточки). Возраст останков составляет приблизительно 2 млн лет. Они были обнаружены на местах раскопок в знаменитых пещерах Сварткранс и Стеркфонтейн.

Исследователи сделали несколько важных выводов. Так, молоточек явно похож на человеческую кость, его размер и форма значительно отличаются от косточек наших ближайших родственников – шимпанзе, горилл и орангутангов. Многие части черепа, зубов и скелета ранних предков человека довольно примитивны и схожи с обезьяньими, однако молоточек – одно из крайне малочисленных свойств ранних гомининов, которые роднят их с нами.

Ученые также заключили, что, поскольку эта косточка похожа на человеческую у обоих рассматриваемых видов, анатомические изменения в ней произошли очень рано. По словам Квама, только бипедализм (хождение на двух конечностях) и уменьшение клыков считаются «признаками человечности». Однако этот список, по-видимому, придется расширить за счет изменений, которые произошли в ходе эволюции с молоточком.

В то же время, наковальня и стремечко ранних гомининов больше схожи с обезьяньими. Таким образом, особенности цепи слуховых косточек ранних предков человека представляют собой любопытную смесь свойств человеческих костей и костей других высших приматов.

Результаты исследования опубликованы в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.