Как мыши чувствуют опасность

> Природа > Как мыши чувствуют опасность

Запахи широко используются в животном мире для передачи информации. Взять, к примеру, мышей. Лишь небольшого дуновения предупредительного феромона хватит, чтоб все мыши вокруг почуяли опасность и насторожились, а то и убежали.

И хотя факт распространения животными предупредительных феромонов не нов, механизм их определения мышами так и не был известен.

Ученые открыли, что за способность мышей чувствовать предупредительные феромоны отвечает скопление сенсорных клеток на кончике носа, которое называется ганглиями Грюнберга. Впервые эту структуру описали еще 35 лет назад, но с тех пор на нее практически не обращали внимание.

В 2005 году пять исследовательских команд независимо друг от друга открыли, что ганглии Грюнберга напрямую соединены с обонятельной системой, и начали исследования для выявления их назначения.

Некоторые ученые полагали, что ганглии помогали детенышам узнавать своих матерей, скорее всего, благодаря химическим особенностям молока. Но затем команде ученых из Швейцарии удалось обнаружить, что сенсорные волоски ганглии были покрыты защитными слоями коллагена и кератина, что позволяло им воспринимать только растворимые в воде летучие молекулы. Такие молекулы могли входить в состав молока, но также они могли быть и предупредительными феромонами.

Затем исследователи определили, что ткани ганглии Грюнберга реагируют на феромоны, но не на мышиное молоко или другие выделения. В завершающем тесте ученые распространили феромоны в клетках с нормальными мышами и с теми, у которых была нарушена связь ганглии Грюнберга и органов обоняния. В первом случае мыши сразу же убежали к дальней стенке клетки, во втором же не проявили никакой реакции. Но даже с неработающими ганглиями Грюнберга мыши вполне способны находить еду.

Лайдж Киruralmih Авторы недавних комментариев
ruralmih

Это бы использовать против мышей в житейских ситуациях!