Из-за сильных землетрясений вулканы уходят под землю

> Природа > Из-за сильных землетрясений вулканы уходят под землю

Сильные землетрясения, потрясшие Японию и Чили в 2011 и 2010 году соответственно, привели к тому, что некоторые вулканы ушли под землю на 15 сантиметров. Это выяснилось в результате двух независимых исследований, проведенных учеными Корнельского и Киотского университетов.

Несмотря на то, что наблюдаемые вулканы находятся в противоположных частях Тихого океана, их снижение очень похоже. Обе группы ученых представили различные объяснения этого процесса, однако единогласно согласны с тем, что будут обнаружены ещё случаи спуска вулканов после сильных землетрясений, и это будет объяснено одним общим механизмом.

Еще во времена Чарльза Дарвина ученые обнаружили, что после сильных землетрясений происходят извержения вулканов. Мощные землетрясения могут привести к извержениям на расстоянии тысяч километров. Тем не менее, зафиксировать прямое влияние землетрясений на извержения ученые не могли.

После катастроф в Чили и Японии обе группы ученых поставили задачу обнаружить признаки возможных извержений. Однако вместо вздутий, свидетельствующих о подъеме магмы, они либо не нашли изменений, либо заметили, что вулканы просели. Признаков извержений вулканов в обеих странах обнаружено не было.

Вместо этого вулканы и крупные кальдеровые комплексы ушли под землю на 5-15 сантиметров. Обе группы обнаружили изменения благодаря спутниковым данным. Таким образом, даже если не происходит извержение, сильные землетрясения влияют на вулканы.

Группа, возглавляемая Мэтью Притчардом (Корнельский университет), предполагает, что сейсмическая активность приводит к появлению трещин, через которые выходят гидротермальные жидкости. По мере их выхода происходит усадка и проседание грунта.

В свою очередь, группа под руководством Юичиро Такады выдвинула гипотезу, что магматические камеры под вулканом проседают сильнее, чем окружающая территория. Горячий камень сильнее деформируется в ответ на изменения земной коры, вызванные землетрясением. Данные японцев также показали, что вулканы просели, как только началось землетрясение.

Дальнейшее изучение покажет, какая из моделей верна, или, возможно, что они обе ошибочны. Результаты исследований представлены в издании Nature Geoscience от 30 июня.