Цветные перья динозавров

> Природа > Цветные перья динозавров

Обычно динозавры представляются нам в довольно темной палитре, мало изменившейся со времен черно-белого кино и телевидения. Теперь же ученые смогли узнать какой расцветки на самом деле были некоторые динозавры, и цвет этот – не серый.

Древние хищники были рыже-белыми с чередованием цветов на хвосте. Во всяком случае, это относится к тероподам Sinosauropteryx. Впрочем, это не единственное открытие, совершенное в данном исследовании.

Дело в том, что цвет ученым удалось определить по остаткам меланосом в перьях древних животных. Это крошечные структуры, содержащие пигмент, входящие в структуру перьев. Они же ответственны и за расцветку перьев современных птиц. Например, зебровой амадины.

Команда ученых исследовала меланосомы из останков тероподов и примитивных птиц под сканирующим электронным микроскопом. Сами меланосомы, естественно, уже не содержали пигмента, но исследователям удалось сопоставить форму обнаруженных меланосом с соответствующими структурами в перьях современных птиц. В результате оказалось, что у теропода Sinosauropteryx “щетина” была рыже-белой, а у птицы Confuciusornis на теле были были пятна белого и оранжево-коричневого цвета.

Кроме всего прочего, именно благодаря меланосомам ученые смогли уточнить, что “щетина” Sinosauropteryx на самом деле была перьями, а не “пероподобными структурами”.

“Наше исследование также позволяет заглянуть в историю происхождения перьев,” -говорит Майк Бентон, профессор палеонтологии в Университете Бристоля. “В частности, оно позволяет разрешить старый спор о том, каково было первоначальное предназначение перьев – для полета, изолирования или показа. Теперь мы знаем, что перья появились до крыльев, а значит, появились они не как структура для полета. Скорее всего, они использовались для показа”

Предположение об использовании перьев для терморегуляции получило в данном исследовании контраргумент в виде того факта, что перья на теле Sinosauropteryx были расположены лишь в определенных зонах и вряд ли были пригодны для упомянутой задачи.