Беременные мыши блокируют свое обоняние

> Природа > Беременные мыши блокируют свое обоняние

Беременные мыши защищают свое потомство довольно оригинальным способом. Так как запах мочи незнакомого самца может привести к выкидышу и перезапуску овуляционного цикла, мыши научились блокировать собственное чувство обоняния. Процессы, стоящие за этим, были обнаружены исследователями Европейской лаборатории молекулярной биологии в Монтеротондо (Италия).

Основную роль в отключении обоняния, а точнее реакции на определенный запах, играет допамин, создающий барьер в части мозга, называемой обонятельной луковицей и являющейся ключевой областью мозга управляющей обонянием.

Социальные запахи вроде феромонов влияют на многие аспекты поведения, как животных, так и человека. Наиболее известно их влияние на репродуктивное поведение. Давайте рассмотрим как это влияние проявляется у мышей.

Если недавно забеременевшей самке попадется сильный запах мочи неизвестного самца, то эмбрион не имплантируется в матку и овуляционный цикл запустится снова. Происходит это из-за остановки выработки гормона пролактина. Этот феномен называется эффектом Брюса. Благодаря ему самец получает возможность завести свое потомство, а самка гарантирует жизнь своему потомству, которое в противном случае может быть уничтожено самцом. Но если беременность длится более трех дней – такой реакции не будет. На этом этапе эмбрион уже закреплен в матке, и его потеря дорого обойдется самке.

Лилиана Миничелло и ее исследовательская команда открыли молекулярный механизм, который обуславливает это изменение в восприятии запаха.

«На третий день беременности у мышей происходят химические изменения в мозгу, блокирующие восприятие самкой запаха мочи самца» – объясняет Миничелло.

При блокировании у беременных мышей допаминовых рецепторов D2 эффект барьера исчезал и распознавание запаха работало и после 3 дня, что приводило к прерыванию беременности.

Допамин также присутствует у людей. В основном он играет роль «химической награды», участвуя в создании зависимостей. Но присутствует он и в обонятельном центре. Конечно, эффекта, подобного наблюдаемому у мышей, у людей не было выявлено, но по крайней мере действием допамина можно объяснить изменения восприятия запахов у беременных женщин.

Электромонта Авторы недавних комментариев