> Природа > Бактерии могут быть живыми датчиками для мониторинга состояния строительных конструкций

Клетки сложных организмов иногда реагируют на давление и раздражение ростом в определенном направлении. Это явление, которое называется механотаксисом, дает возможность появляться сложным многоклеточным структурам – таким, как наши органы.

Группа ученых из Великобритании обнаружила, что бактерия Bacillus mycoides (грибовидная бацилла) может изменять модель роста в зависимости от изменений в среде ее обитания. Благодаря открытию можно создать живую систему мониторинга конструкций, находящихся под постоянной нагрузкой – например, мостов.

Впервые эта распространенная грунтовая бактерия была описана в 1842 году. Сейчас же исследователи обнаружили, что ей присуща уникальная модель роста, которая может меняться при попадании бактерии на культуры со структурными дефектами.

В ходе исследования ученые фотографировали через микроскоп бактерии, помещенные на поверхности с различными повреждениями и под различным давлением. В результате структурное искажение нитей бактерии составило от 1 до 90 градусов. Также бактерии продемонстрировали рост в сторону стеклянной бусины, оказывающей влияние на культуру, на которой размещались бактерии.