Бактерии думают наперед

> Природа > Бактерии думают наперед

Бактерии, естественно, далеко не самые сложные существа, но они достаточно умны, чтобы ожидать повторения регулярных событий вроде наступления дня. И все благодаря встроенным биологическим часам. Но и этого не достаточно. Бактерии могут ожидать и подготавливаться также к неизвестным событиям, если те предсказываются сигналом.

О каких событиях идет речь? Ну, к примеру, о колонизации пищевода млекопитающего. Escherichia coli (кишечная палочка), перед тем как поселиться в довольно сильно наполненном конкурентами кишечнике, должна сначала пройти через рот.

Условия, вроде снижения уровня кислорода при продвижении ото рта к кишечнику, ожидаются бактерией и она успевает к ним вовремя приспосабливаться. Метаболизм кишечной палочки начинает готовиться к условиям кишечника еще не начав свой путь вниз по пищеводу.

Исследователи решили проверить насколько однозначно реагируют бактерии на сигналы и могут ли они изменять свое поведение. Для этого образцы E. coli разогревали с 77 до 98,6 градусов по Фаренгейту (такой же разогрев происходит при попадании бактерии в ротовую полость). При этом у бактерий автоматически отключались гены, ответственные за аэробное дыхание, и активировались гены анаэробного дыхания.

В следующем эксперименте ученые решили изменить условия. Популяцию кишечных палочек подвергали повышенным дозам кислорода в воздухе сразу после нагревания (что в природе практически не встречается). Стандартный ответ бактерий на повышение температуры изменился всего за сотню поколений! Таким образом, было доказано, что ожидания бактерий могут быть изменены и являются формой естественного отбора.

Детально исследование описано в журнале “Science”.

ruralmih Авторы недавних комментариев