Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
НАУКА
И ОБРАЗОВАНИЕ

Что такое когнитивные способности, и как их правильно развивать?

,
510
> Медицина > Что такое когнитивные способности, и как их правильно развивать? 💭🚀
Когнитивные способности мыслительные процессы

Что такое когнитивные способности, и как их правильно развивать?

У человека с рождения есть когнитивные способности. Их важно развивать с детства, чтобы логика не тормозила и память не подводила. К старости мозг начинает работать менее активно. Как сохранить и преумножить ясность ума в течение жизни?

Мыслительные процессы

Понимание интеллектуальных способностей человека выходит далеко за рамки определения IQ. Ученые выделяют различные типы интеллекта: логический, музыкальный, межличностный и множество других. В психологии существует несколько подходов к изучению появления и развития способностей. Одна из таких теорий основана на том, что человек в течение жизни самостоятельно или под воздействием окружающей среды развивает мыслительные процессы. Так, к когнитивным способностям относят умения:

  • запоминать;
  • решать задачи;
  • воображать;
  • воспринимать мир и людей;
  • фиксировать новые понятия.

Области когнитивных исследований

Мыслительные способности людей изучаются многими научными областями: философией, психологией, социологией и лингвистикой. Исследование когнитивных способностей дает представление о важных процессах.

  • Умении человека анализировать окружающий мир.
  • Отражении культуры и языка на восприятии мира отдельным человеком.
  • Влиянии сознательного и бессознательного на поведение людей.
  • Появлении врожденных и приобретении способностей в течение жизни.
  • Возможности создания искусственного интеллекта с развитыми когнитивными способностями.

Когнитивная терапия

Область психотерапии, которая ищет источники нервных расстройств человека в способе мышления. Это направление разработал А. Бек, который в свое время разочаровался в возможностях психоанализа. Если при психоанализе терапевт капается в прошлом пациента, то при когнитивном подходе – анализирует текущие негативные установки и модели мышления. На сеансах человек учится новым подходам к жизненным ситуациям, которые могут вызывать трудности.

Когнитивная терапия выявляет неблагоприятные эмоции и мысли и помогает человеку их преодолеть. Пациент учится думать иначе, принимать решения по-новому, общаться с людьми иным способом. В результате когнитивной терапии человек преодолевает психическое расстройство или получает от него меньше вреда. Такая терапия также повышает эффективность медикаментозного лечения.

Когнитивное мышление

Мышление входит в число наиболее важных когнитивных процессов. Развивается с детского возраста. Позволяет человеку вырабатывать модель поведения, адекватную окружающему миру. Выделяют несколько типов мышления:

  • Наглядно-действенное. Развивается у малышей до 3-х лет. Ребенок познает мир и объекты наощупь.  
  • Наглядно-образное. Развивается у детей 4 – 7 лет. Ребенок учится решать задачи, ориентируясь на мысленные образы.
  • Отвлеченное. Человек использует абстрактные образы для понимания мира.

Развитие когнитивных способностей

Развитие когнитивных способностей

Каждый день перед человеком открываются новые двери. Очередные вызовы требуют адекватной реакции. Поэтому человек в течение жизни развивает имеющиеся и приобретает новые способности. Однако для этого важно иметь любознательность и активную жизненную позицию. Задача каждого родителя – привить такой подход детям, но также не забывать развиваться самому.

Когнитивные способности у детей

Первые навыки появляются и развиваются уже с самого младенчества. Занятия и игры следует выбирать исходя из возрастных особенностей. Психологи выделяют несколько групп по этому критерию. В первые 30 дней жизни способности ограничены. Но уже после первого месяца они начинают проявляться.

  • 1 – 4 месяца. Ребенок начинает сосать палец или руку. Это своеобразная аккомодация. Малыш занимается этим, когда получает недостаточно материнского молока.
  • 4 – 8 месяцев. Ребенок начинает постепенно изучать окружающую среду. В этом ему помогают игрушки, рассчитанные на соответствующий возраст. Играя с шарами и мячиками, малыш анализирует взаимодействие различных объектов. Игрушки с лицами животных и сказочными персонажами – первый шаг к развитию творческих способностей.
  • 8 – 12 месяцев. Полезны игрушки, которые развивают координацию движений. С этой задачей справляются коврики, пирамиды с составными элементами, большие машинки без мелких деталей.
  • 12 – 18 месяцев. Ребенок начинает решать задачи при помощи мышления. На этом этапе игрушки в виде больших конструкторов улучшают когнитивные способности.

После двух лет у детей активно развиваются умственные способности. У детей 2 – 7 лет сильно развит эгоцентризм. При игре с ними нужно помнить, что им сложно оценивать свои действия со стороны.

После 7 лет у детей появляется способность группировать объекты. Полезно собирать пазлы, мозайки, подходящий по возрасту конструктор. Дети учатся читать, писать, считать. Запоминают наизусть, занимаются сочинительством. В этом возрасте закладывается фундамент интеллектуальных способностей. У будущих гениев навыки могут проявляться раньше, чем у других детей.

 Когнитивные способности у детей

Когнитивные способности у взрослых

Человек, всесторонне развиваясь, повышает самооценку и настроение. Творческий подход и разнообразие позволяют избежать рутины. Успешные люди постоянно совершенствуются духовно и физически.

Существуют классические советы по развитию когнитивных способностей.

  • Изучение иностранных языков развивает лингвистические способности.
  • Решение логических задач, участие в интеллектуальных играх.
  • Экспериментирование с физическими упражнениями. Увеличение нагрузок, если организм позволяет. Поиск индивидуальной программы.     

Упражнения для развития когнитивных способностей Когнитивные способности у взрослых

Упражнения для развития когнитивных способностей

Чтобы поддерживать мозг в форме, его необходимо тренировать. Предлагаем несколько рекомендаций от психологов.

  • Попробуйте синхронно рисовать. Вооружитесь карандашами и попробуйте нарисовать одновременно два рисунка – правой и левой рукой. Начните с одинаковых изображений. Рисуйте разные картины, когда приноровитесь.
  • Считайте в уме. Вспомните таблицу умножения и отложите калькулятор подальше.
  • Поиграйте в настольные игры. Можно ограничиться классикой, а можно найти что-нибудь похитрее. Главное, чтобы была работа для мозга.
  • Составьте автобиографию. Вспомните, как протекала жизнь со времен школьной парты. Скучно? Тогда попробуйте восстановить события в обратном порядке, начиная с текущего момента.

 

Вы дочитали статью! Отличная работа! Не забудьте оценить статью.
0 КОММЕНТАРИЯ
avatar
0 %