НАУКА
И ОБРАЗОВАНИЕ

Симуляционные лаборатории – шаг в будущее

,
43035
> Статьи > Симуляционные лаборатории – шаг в будущее

На Западе симуляционные центры (лаборатории) существуют давно и в разном виде. Манекены, которые присоединяются к компьютеру и которыми можно управлять дистанционно, – разработки последних лет. За рубежом сейчас симуляция рассматривается уже не только с точки зрения отработки практических навыков – огромную роль играет работа в команде и отработка коммуникаций между ее членами, то есть во время симуляции отрабатываются до автоматизма не только все движения и манипуляции, но и взаимодействие в команде. Очень актуально сегодня вводить в процесс симуляции людей, которые изображают родственников пациентов. Если речь идет о родах, это чаще всего «папа», который дергает персонал, мешает работать и задает кучу вопросов. Вот в таком формате симуляция работает уже во многих странах около 10 лет. К примеру, в Британии сделали выводы, что обучение в симуляционных центрах позволяет избежать низких показателей по шкале Апгар и помогает сократить время экстренного реагирования. Более того, есть страны, в которых молодого врача не допускают к пациенту, пока он не отработает свои навыки на манекене и не продемонстрирует это. Для нашей страны это стало актуальным в свете развития акушерства и неонатологии. Уже несколько лет идет речь о непрерывном обучении медиков и о том, что большую роль играет практическая отработка навыков, командная работа и коммуникация. Манекены и симуляция – отличный способ внедрить в практику такое обучение. Многие страны используют для обучения «подсадных» пациентов, но в акушерстве и неонатологии значительно безопаснее и этичнее использовать манекены.

Все центры укомплектованы необходимым оборудованием. В том числе и современными центрифугами о которых можно узнать больше на сайте labcentrifuge.ru.  В каждом из них созданы команды тренеров. Эти люди сейчас сами отрабатывают навыки, обучаясь у иностранных коллег. В ходе работы возникает очень много трудностей. Есть много бюрократических вопросов, которые нуждаются в доработке. Например, штатное расписание и причина, по которой врач покидает свое рабочее место и идет на обучение в симуляционную лабораторию (и тренер, и тот, кто учится). Для решения этих вопросов сейчас ведется очень плодотворный диалог с Минздравом, что поможет преодолеть большинство проблем. Также устанавливаются контакты с кафедрами, чтобы привлечь их к симуляционным центрам. Учеников пока в центрах нет, но, вскоре начнется активная учебная работа.

Важно понимать, что макроцель одна – «выстраиваются» в одну команду три специальности – акушер-гинеколог, неонатолог и средний медицинский персонал. Поэтому обязательно входят в команду все представители этих специальностей.

В комплектацию симуляционной лаборатории входят высокотехнологичные манекены: роженица с плодом и манекен новорожденного. Они подключены к компьютерам и мониторам, на которые выводятся жизненные показатели манекенов. Команда видит число сердечных сокращений роженицы, артериальное давление, кардиотокограмму плода и т.д.

Симуляция происходит в соответствии с клиническим сценарием. Необходимо задать параметры ситуации и ввести в программу возможные пути ее решения. И если команда действует неправильно – появляются осложнения, если правильно – на мониторах видно, как стабилизируются параметры. Важен также этап подготовки к симуляции: какую аппаратуру куда поставить, что говорить участникам, или раскрывать им то, с чем сейчас придется работать и т.д. Это все пока отрабатывают четыре команды. Сама симуляция может занимать совсем немного времени – минут 15. Но обсуждение этого клинического случая и «работа над ошибками» команды могут занять несколько часов. В этом и есть суть обучения. Важно понять, как сработалась команда, не отклонились они от протокола и обсудить, что могли бы сделать лучше.

Часть сценариев предлагает производитель. С ними работать проще, поскольку они уже есть в системе, но их существенный недостаток – упрощенность. Они очень общие и базовые. То есть с них можно начинать работать, но потом все равно придется придумывать свои сценарии. Иностранные тренеры показывают отечественным, как пишутся сценарии и какую информацию нужно обязательно учесть. Но опять же, все нужно сделать в соответствии с действующими протоколами или с теми, что сейчас в разработке.

Швейцарцы начали сотрудничать с отечественными специалистами в этом вопросе еще в 1997 году. Сначала только закупали необходимое медицинское оборудование, потом начали проводить тренинги на территории нашей страны. Программа «Здоровье матери и ребенка» – пятая фаза плодотворного международного сотрудничества, которая началась в 2011 году. Сейчас научные сотрудники вышли на завершающий этап и в 2017 году программа должна завершиться.

Направлений работы несколько. Учебный – это тренинги для медицинских работников, симуляционные лаборатории и разработка электронных учебников. Кроме того, были подготовлены несколько печатных изданий по акушерству и неонатологии. Продолжаются разработки в рабочих группах и утверждение клинических протоколов. Отдельно существует направление, связанное с управленческой деятельностью. Сюда включен мониторинг, внедрение информационных технологий и т.д. Особое внимание в этой фазе уделяется закупке медицинского оборудования.

Вы дочитали статью! Отличная работа! Не забудьте оценить статью.
0 КОММЕНТАРИЯ
avatar
0 %