Скорочтение: инструкция по применению

Что такое скорочтение и кому оно нужно? Как ему научиться, и главное — зачем? Все подробности о технике быстрого чтения: виды, правила и советы. Подробная инструкция по применению.

чтение книги

Скорочтение: инструкция по применению

Для современного человека навыки скорочтения, скорее, не полезное умение, а необходимость. В работе ли, в получении новых знаний или даже просто чтении новостной ленты. Мы оказались в условиях, когда вокруг очень много информации, на которую остается очень мало времени. Важно научиться искусству отсекать лишнее и поглощать нужное. В этом может помочь методика скорочтения, которой можно научиться самому, бесплатно и даже онлайн.

О скорочтении в цифрах и фактах

Среднестатистический человек читает со скоростью 800 знаков в минуту. Если это перевести в слова, то получается около 150-250. На страницу текста в лучшем случае уходит примерно от 1 до 3 минут, если учесть, что человек сосредоточен исключительно на процессе чтения. Развитие умения скорочтения сокращают это время в разы.

Однако необходима оговорка. Эта техника, скорее, применима к учебной, деловой и рабочей литературе. Методику сложно, а точнее, бессмысленно применять для художественных произведений, и вот почему:

Скорочтение — это мгновенный анализ текста, позволяющий выделить главную и второстепенную информацию. Цель такого чтения — обратить внимание на слова, словосочетания и предложения, которые несут основной смысл, опуская то, что не влияет на понимание общей идеи.

Именно поэтому техника редко применяется к художественной литературе. Стоит ли гнаться за скоростью, когда хочется не только разобраться в сюжете и главных героях, но даже посмаковать особенные фразы, слог автора? Хотя студентам-филологам методика будет как никогда кстати, ведь, обладая этой техникой, можно поглощать в среднем от 500 до 3000 слов за те же минуты.

Показатели зависят от вида скорочтения, которые стоит выбирать, опираясь на тип литературы, ваше знакомство с темой и погруженность в нее, необходимый исход — полностью понять материал, запомнить его, выделить термины и определения и т.д., а также в каком-то смысле от интеллекта: чем больше знаний, тем легче обрабатывать новый материал. Обычно выделяются следующие виды:

Аналитическое

Ознакомленность:

Текст видим в первый раз. С тематикой знакомы плохо. Что содержится в тексте и на что необходимо обратить внимание — непонятно, поэтому каким-либо образом структурировать или классифицировать информацию невозможно.

Это самый медленный метод чтение, потому что эту все нужно серьезно обдумывать и переваривать.

Цель:

Необходимо разобрать и понять новые парадигмы, принципы, подходы, определения.

Показатели:

Средняя скорость — 3 000 знаков в минуту.

Ознакомительное

Ознакомленность:

Определенный багаж знаний в данной сфере уже есть. Знакомы с основными понятиями и определениями.

К литературе, применительно к которой нужно использовать именно этот метод, относятся также все новости и истории.

Цель:

К старым знаниям добавить новые факты, понятия и, что важно, точки зрения.

Показатели:

Раза в полтора-два быстрее аналитического. Средняя скорость — 5000 знаков в минуту.

Поисковое

 

Ознакомленность:

В основном хорошая осведомленность в данной теме.

Цель:

Восстановления знаний и конкретных фактов в голове. Также отлично подходит для поиска необходимых сведений в большом массиве текста.

Показатели:

В 4–5 раз быстрее аналитического. Средняя скорость — 14 000 знаков в минуту.

Правила скорочтения

 

Скорочтение — комплекс навыков по обработке письменной информации. Это не просто поглощение текста. Главное, как бы парадоксально ни звучало, не скорость. По крайней мере, она стоит не на первом месте. Самое важное в процессе чтение — что остается после него в голове. Это называется коэффициентом запоминания. Имеется в виду не заучивание прочитанного текста наизусть, а степень его усвоения. Чтобы вынести основные тезисы и сразу же не забыть их, необходимо научиться следовать определенным правилам:

  1. Задавать вопросы к тексту, отвечать на них после прочтения.
  2. Запоминать самое важное.
  3. Концентрироваться на одном действии.
  4. Мыслить параллельно.
  5. Возвращаться к прочитанному.
  6. Использовать знания в дальнейшем.

Вопросы: задавать и отвечать

 

Перед тем, как вы начнете читать текст, вам необходимо определиться, зачем вы это делаете и что хотите получить в итоге. Задавать вопросы — это основной навык, без которого практически любое чтение не имеет смысла. Если у вас нет определенной цели (и феноменальной памяти), то информации будет сложно за что-либо зацепиться. В итоге вы сможете сказать, что читали книгу или текст, и о чем там в общем говорилось. А важна конкретика.

Сформулированные заранее вопросы — это крючки, которые облегчают работу мозга. Как только ответ в тексте найден, на нем сразу акцентируется внимание, а значит, этот кусочек текста уже закрепляется в памяти. С помощью вопросов мозг фокусируется на процессе чтения как поиске ответов, а не на конечной цели — прочтении материала и очередной галочке.

Запоминать

Все же скорость чтения не так важна, как объем и качество усвоения материала. Поэтому одним из главным правил быстрого и обычного чтения является запоминание материала. Конечно, запоминать нужно не все, а лишь основные тезисы, которые обычно и являются ответами на сформулированные вопросы. Самые важные вещи поначалу можно подчеркивать и затем к ней возвращаться. Со временем навык дойдет до автоматизма. Чтобы материал усваивался, нужно тренировать память. Для этого существует множество простых упражнений.

Концентрироваться

 

И концентрировать нужно не только на одном действии (только читать книгу, а не сидеть параллельно в телефоне или смотреть телевизор), но и на одной мысли. Если читать книгу — то думать только о ней. Ничего постороннего: никаких планов на вечер, мыслей об уборке или о том, что приготовить на ужин. Суть техники в полном погружении в текст, поиске главного, отсечения второстепенного. Если постоянно на что-то отвлекаться, во-первых, значительно снизится скорость, а во-вторых, можно пропустить то самое главное.

Мыслить параллельно

Человек имеет двухканальное мышление, то есть может думать о двух вещах одновременно. Планировать отдых во время готовки обеда. Переписываться с друзьями за просмотром телевизора. Или, разговаривая по телефону, строить маршрут своих передвижений. То же следует делать во время скорочтения. Но концентрироваться не на мыслях о книге и обеде, а читать и тут же думать о прочитанном. Если не успевать обдумывать информацию, то она быстро затеряется — сотрется из кратковременной памяти, чтобы освободить место для новой. Поэтому читайте и думайте.

Возвращаться

 

Когда текст слишком сложен, читать его и обдумывать одновременно становится нелегко. Нужно концентрировать на понятном. А к незнакомому и требующему больше времени возвращаться потом. Ответы на ваши вопросы и важные тезисы лучше отмечать, чтобы они не улетучились из головы.

Если останавливаться на сложных моментах в течение чтения, то, продолжая, вы будете начинать с нуля, ведь мысль о книге уже вытолкнули мыслями о каком-то конкретном факте, тезисе или понятие.

Использовать

Кроме того, что необходимо возвращаться к тексту после его прочтения для осмысления конкретных моментов, нужно возвращаться к нему позже, по прошествии какого-то времени. Если использовать полученные сведения в обычной жизни, то они легче усваивается и лучше запоминается, оставаясь в долгосрочной памяти.

Знания всегда нужно превращать в результат. Причем это правило относится не только к быстрому, но и к обычному чтению, размеренному и медленному. Информационное перенасыщение на сегодняшний день является проблемой лишь потому, что большую часть полученных данных мы никак не применяем, и они лишь захламляют наше “хранилище”. Чтение всегда должно иметь смысл. Для того чтобы понять, как это работает, существует так называемая “цепочка трансформации информации”:

Информация должна стать знанием, иначе она не имеет смысла.

Чтобы информация стала знанием, необходимо задавать к ней вопросы.

Знание должно стать действием, иначе оно не имеет смысла.

Чтобы знание стало действием, нужно поставить цель, которая достигается с помощью знаний.

Действие должно превратиться в полезный результат, иначе оно не имеет смысла.

Чтобы из действия вышел результат, необходима воля и дисциплина, которые развиваются с помощью привычки.

Результат должен приносить удовлетворение, иначе он не имеет смысла.

Чтобы получить удовлетворение, результат должен соответствовать вашим жизненным ценностям и взглядам.

Скорочтение станет полезным навыком только тогда, когда у человека есть потребность в получении конкретной информации, которая нужна для достижения цели, соответствующей его ценностям.

Оцените статьюОцените статью
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Расскажите друзьям о статье:
avatar