Искусственный интеллект: возможности и перспективы

Искусственный интеллект — что это? Основные отличия умных разработок от более ранних технологий. История развития искусственного интеллекта. Главные задачи, которые должна решать технология. И умения, которым искусственный интеллект уже научился.

Мы живем в веке технологий, когда каждый день делаются открытия, создаются новые изобретения, призванные облегчить жизнь современного человека. Еще недавно люди фантазировали о будущем, где роботы выполняли бы за нас всю работу, люди грезили о безграничных возможностях, которые подарили бы нам невообразимые гаджеты, и в то же время остерегались фантастического “восстания машин”. Но сегодня оно уже не кажется таким фантастическим: техника становится все умнее и умнее, обретает всю большую самостоятельность и независимость от человека. Бездушные машины обладают интеллектом, умеют думать и учиться, к тому они уже выполняют многие задачи лучше людей. Так что же нас ждет? Станут ли машины умнее людей? Или искусственный интеллект не сможет превзойти настоящий?

Что подразумевается под искусственным интеллектом

Искусственный интеллект (или проще — ИИ) — это технология, моделирующая человеческое мышление, с помощью которой программы и машины могут выполнять нестандартные творческие задачи и генерировать новую информацию на основе имеющейся. Для этого в основу искусственного интеллекта закладываются способности и умения, присущие человеку: восприятие, обучение, память и воображение. Машина, обладающая ИИ, похожа на ребенка, который растет, развивается, учится, получает новую и новую информацию и в конечном итоге начинает сам действовать и принимать решения на основе того, чему его научили.

 

В чем отличие от более ранних технологий

Искусственный интеллект заточен на то, чтобы выполнять задачи без помощи человека: самостоятельно анализировать, учиться и делать.

Если робот запрограммирован на то, чтобы колоть дрова, он не обладает ИИ. Но если он сам научился делать это, копируя движения людей, то это другое дело. Если вы приходите домой и включаете свет с помощью путьта, это не ИИ, но если робот сам понимает, что вы пришли домой или в помещении не хватает освещения, после чего включает определенные осветительные приборы, это уже можно назвать умной технологией.

Обычная компьютерная программа может отвечать только на конкретные вопросы, на которые она запрограммирован отвечать, и решать только те задачи, решения которых в нее вбиты. Внесения любых изменений в такую программу приводит к изменениям ее структуры, то есть, по сути, она превращается в другую — новую программу. Любые модификации выполняются крайне сложно.

Программа, обладающая искусственным интеллектом, может отвечать на универсальные вопросы, которые касаются сферы, на которую она запрограммирована, а также выполнять нестандартные задачи, решение которых не заложено в ней в готовом виде, а требует генерации. Такая программа лояльна к изменениям, ведь она обучаема. Можно изменять отдельные фрагменты, не затрагивая самой структуры.

 

Главные цели умной технологии

Прежде всего, это создание экспертных систем, то есть тех, которые способны вести себя “разумно”: учиться, показывать, объяснять, исправлять ошибки и давать советы.

Во-вторых, это имитация человеческого мышления: машина должна уметь думать, учиться, понимать и вести себя как человек.

История появления искусственного интеллекта

Начало формирования искусственного интеллекта как отдельной сферы науки началось в 50-х годах прошлого века.

В 1950 году в Англии выходит статья «Вычислительные машины и разум» ( в переводе на русский звучит как «Может ли машина мыслить?») британского ученого Алана Тьюринга. В ней описывался тест, который должен был позволить определить уровень интеллекта компьютера, основываясь на его способности вести диалог с человеком. Он был назван в честь создателя “тестом Тьюринга” и стал классическим в контексте изучения искусственного интеллекта.

В 1956 году американскими учеными Д. Маккарти, М. Минский, К. Шеннон и Н. Рочестер был организован двухмесячный семинар в Дартмуте для исследователей, занимающихся нейронными сетями, теорией автоматов и вопросами интеллекта. Несмотря на то, что исследования в этой области уже активно проводились, именно этот семинар считается поворотной точкой в разработке ИИ: учеными вводится термин “искусственный интеллект”, который признается отдельной областью науки.

На основе работ Тьюринга А. Ньюэлл, Дж. Шоу и Г. Саймон создали программу для игры в шахматы. К работе была привлечена группа голландских психологов под руководством А. де Гроота, которые занимались изучением стиля игры выдающихся шахматистов того времени. Этой же группой ученых на основе проведенных экспериментов был создан язык программирования ИПЛ1 (первый символьный язык обработки списков). Позже с помощью этого языка была создана программа “Логик-Теоретик”, которая автоматически доказывала теоремы в исчислении высказываний. “Логик-теоретик” стала первым достижением в сфере ИИ.

В дальнейшем А. Ньюэлл, Дж. Шоу и Г. Саймон создали GPS (General Problem Solver) — универсальную программу, решающую задачи, ряд головоломок, неопределенные интегралы и другое.

С 1952 года А. Самюэл занимался написанием программ для игры в шашки. В результате он смог “научить” их играть на уровне хорошо подготовленного любителя, причем одна из них обошла своего создателя.

В 1958 году Д. Маккарти создал новый язык высокого уровня. Он получил название Lisp и стал доминирующим для ИИ. В конце 50-х годов также появились первые нейросети.

В 1964 году была опубликована диссертация Дэнни Боброва, которая доказывает, что компьютер способен распознавать и понимать естественную речь. А в следующем году Джозеф Вейзенбаум разрабатывает первого интерактивного помощника Элизу, который способен вести диалог на английском языке.

В конце 1960-х состоялась первая международная конференция, посвященная ИИ. В 70-х годах в США появились первые коммерческие системы, основанные на информации и знаниях — “экспертные системы”. Сфера ИИ становится коммерциализированной. В изучение этой области вкладывается все больше денег, интерес к самообучающимся системам активно растет.

В конце 1970-х годов был построен первый автономный автомобиль — Стэнфордская тележка.

В конце 90-х ученые доводят до совершенства программу для игры в шахматы, которая в итоге обыгрывает Гарри Каспарова, мирового чемпиона.

В начале 2000-х искусственный интеллект начинает активно работать на массовое производство. В продаже появляются роботы-питомцы, коммерчески доступные для широких масс. Появляются новые роботы. Например, Кисмет — робот, умеющий выражать эмоции. А другой робот Номад отправляется в отдаленные районы Антарктиды, где проводит исследование почвы и находит метеориты.

На сегодняшний день искусственный интеллект находит применение в разных сферах: в медицинском диагностировании болезней, в ответах на вопросы, создании произведений искусства, текстов, в биржевой торговле и многом другом.

 

Примеры применения ИИ: создание картин

Компания Google научила ИИ рисовать. За основу они взяли его способность распознавать, что изображено на фотографии или картине. Технология работает поэтапно: сначала распознает определенные формы, затем интерпретирует формы как определенные объекты и наконец делает выводы о том, что представлено на картине. Исследователи заставили ИИ работать по обратному принципу. Программе предоставляется шум и говорится, чем этот шум является: например, зданием или корзиной с фруктами. Далее программу просят “улучшить” изображение до той степени, чтобы на нем можно было четко распознать указанный объект. Таким образом, технология позволяет фактически рисовать и создавать картину из обычного шума.

ИИ ориентируется на базу заложенных в него данных. Например, чтобы нарисовать вилку, сначала нужно показать ему несколько тысяч фотографий вилок, чтобы он выявил и запомнил ее характеристики (ручка и зубчики), не обращая внимания на второстепенные черты (цвет, положение).

По словам исследователей, ИИ можно не говорить, что необходимо нарисовать. Программе можно дать любую фотографию и она “улучшит” ее, по сути, нарисовав картину. Так, система, созданная исследователями из Университета Рутгерса в Нью-Джерси и лаборатория AI в Лос-Анджелесе, представила собственный художественный стиль. А, например, система ИИ от Microsoft может нарисовать картину по текстовому описанию.

Распознавание лиц

Технология распознавания лиц доступна, например, в Iphone X. Нейросети, используемые в ИИ, способны выполнять около 60 миллиардов операций за секунду. Чтобы распознать лицо человека, им необходимо проанализировать 40 тысяч ключевых точек лицевой области. Соответственно, программа способна “узнать вас”, сравнив полученную информацию с исходными данными за доли секунды.

Причем, технология способна узнать вас в очках, парике или с бородой. Дело в том, что ИИ анализирует лишь область лица от виска до виска и от каждого виска по нижнюю губу, не обращая внимание на волосы и аксессуары.

 

Написание музыки

Технологии способны самостоятельно написать музыкальное произведение, как это сделал, например, ИИ Amper. Совместно с певицей Тэрин Саузерн Amper сочинил, спродюсировал и исполнил музыку для альбома “I AM AI” (в переводе с английского — “Я искусственный интеллект”).

Программа была создана специалистами в области ИИ совместно с профессиональными музыкантами. Затем она самостоятельно создала инструментал и аккордовые структуры для треков, в которые люди внесли лишь незначительные корректировки по части общей ритмики.

По заявлению разработчиков, ИИ сможет значительно помочь людям продвинуть весь творческий процесс, ведь со своими задачами технология справляется за несколько секунд.

Оцените статьюОцените статью
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Расскажите друзьям о статье:
avatar